Если судить по последним известиям из воюющих и нейтральных стран, то можно определенно заключить, что Мировая война, созданная империалистическими стремлениями государств, помимо воли народов, стоившая человечеству неисправимых бедствий, ликвидируется не политическими, стратегическими и империалистическими соображениями правительств, а стихийной волей измученных под бременем войны народов.Народные массы воюющих держав сознают, что должен быть предел всякому напряжению сил, что этот предел настал и убедились, что эта разрушительная война, поглотила живые силы и достояние главным образом демократической части народов и ставят перед правительствами своими задачу о скорейшей ликвидации этой ужасной в истории человечества бойни.
Отрадно констатировать то явление, что правители воюющих стран ещё не окончательно одурманены империалистической авантюрой и учитывая общее положение фронта и внутреннее состояние стран, прилагают усилия своевременное возвратить народные массы к мирной обстановке во избежание народного возмущения, угрожающего мировой катастрофой.
В связи с этим движением выступают на политическую арену представители демократической части общества с требованием предоставить им право от имени народа принимать участие в разрешении грядущих политических проблем. И в этом отношении Германия, несмотря на свой консерватизм, первая сознала настроение своего народа. К всеобщему удивлению именно эта страна произвела смелый переворот во внутреннем политическом строе в ряде крупных политических актов: призван к власти представитель социал-демократической партии.
Одновременно с ним демократизируется конституция Германской Империи, по которой вопрос о войне и мире окончательно решается народным представительством и вообще в изменённой конституции права народного представительства расширяется в разрешении политических и военных вопросов.
По заявлению рейхс-канцлера военное командование подчиняется гражданской власти. Ответственность рейхс-канцлера перед народным представительством определяется и гарантируется законом.
Таким образом при установлении предначертанного демократического строя в Германии Германское Правительство будет иметь право говорит на международной арене от имени Германского народа.
Демократическое движение по имеющимся сведениям начинает проникать и в другие страны. Как сообщают из Берлина, Английское Правительство несмотря на желание нанести Германии полное поражение, готово заключить мир, дабы не допустить торжества большевизма.
В Милане происходят грандиозные солдатские демонстрации в пользу мира, в Португалии вводится парламентская система. Из Христиании сообщают, что в предвыборной компании ожидается победа социал-демократов.
Мы полагаем что, это новое демократическое движение в Европе, направленное к ликвидации войны, отрезвить от империалистического дурмана и другие державы, будет иметь планомерный характер, не примет уродливой формы и приведет измученные народы к желанному миру.
***
Ниже мы помещаем обращение Армянских женщин к Мусульманкам.
Мы приветствуем эту инициативу сестер-армянок и если не в данный момент, так в будущем ждём от неё благих результатов в деле восстановления нормального и сердечного отношения между Армянами и Мусульманами, так грубо нарушенного в начале политикой дивиде ет империа [разделяй властвуй], а затем так долго и настойчиво культивируемого преступными руками партии «Дашнакцутюн».
Действительно, как говорится в обращении, было бы преступлением с нашей стороны в такой момент, когда народы-титаны уставши от взаимного истребления, хотят мира, не слышат призыва к миру. Надеясь, что обращение Армянских женщин не останется без должного внимания и реагирования со стороны наших Мусульманок и потому, не касаясь содержания письма, мы выскажемся вкратце вообще о настроениях, царящих среди нас, Мусульман, для того, чтобы наши соседи не впали в отношении нас в ошибку.
Прежде всего, надо помнить, что Мусульмане – не злопамятны. В этом отношении они вполне сходятся характером с Русским Народом, который тоже отличается незлопамятностью и добродушием. Насколько Мусульманин помнить долго добро, настолько же он готов забыть зло, если только сотворивший его сознается в нём и выскажет своё сожаления, если оно не будет муссироваться искусственно. Нужно быть хотя бы в Гяндже, чтобы видеть и убедиться высказанной нами истине, наконец, теперешнее отношение подавляющего большинства Бакинских мусульман к Армянам может говорить об этом.
Добродушие доводить Мусульманина до того, что он подчас отрекается от своих прав в пользу других. Как это распространено в нашей частной жизни, так оно практикуется и в вопросах политики.
Тем с большим рвением и большей искренностью готов всегда Мусульманин пожать протянутую ему руку для примирения, хотя бы рука эта принадлежала самому заклятому врагу.
С тех же пор, как Мусульмане добились своих законных прав, узурпируемых на протяжении долгого периода и такое положение было признано со стороны элементов, до того препятствующих этому, они подавно уж забыли всякую неприязнь и кроме сочувственного отношения их к своим согражданам и сожаления по поводу невольно восприявших на себя чужую вину жертв, иных чувств у них нет. Это должен признать всякий беспристрастный наблюдатель как из нашего отношения к Армянам, так и из той беспощадной борьбы, которую мы ведем с преступными элементами, которые все ещё не хотят поддаваться господствующему среди нас настроению.
Поэтому мы, как и всегда вообще, будем рады всякому проявлению дружбы и добрых чувств со стороны наших вековечных соседей и будем стараться всеми силами укрепить эти чувства.
Вместе с тем мы очень хотим, чтобы эти дружеские чувства приняли бы среди нас постоянный и прочных характер и не поддавались бы изменению в зависимости от политических конъюнктур. В частности, мы приветствуем сегодняшний призыв наших сестер-армянок и надеемся, что они не останутся одинокими.
*Статью опубликованную в газете «Азербайджан» на русском языке, 29-го октября 1918-го года, за №21, нашел и предоставил нашему сайту, доктор наук по философии Ядигяр Тюркел.
*[разделяй и властвуй] добавлен Ядигяр Тюркелем