На завтра в Баку назначен созыв Азербайджанского Парламента.
Отсутствие органа народного представительства являлась крупным пробелом в жизни страны и ставило само Правительство в довольно затруднительного, подчас щекотливое положение. Но в этом было повинно не правительство, а то ненормальная обстановка при которой сконструированному наспех Правительству приходилось заниматься делами и вопросами государственного строительства. Хотя при сконструировании нынешнего состава Правительства Азербайджанское Учредительное Собрание предполагалось созвать через 6 месяцев. Однако, нахождение столицы Азербайджана в чужих руках почти до конца сентября, громадная работа для восстановления нарушенных в крае законности и порядка, ряд очередных задач государственной важности, нахождение некоторых областей в посторонних руках – все эти обстоятельства не давали физической возможности осуществить мысль о созыве Учредительного Собрания в назначенный срок.
Но с дугой стороны отсутствие представительного органа, могущего быть выразителем мнения и воли, если не всего, то подавляющего большинства народа, считалось положением ненормальным, так как между Правительством и народом не было какого-нибудь связующего звена.
Такое положение в особенности стало невозможным в последнее время, когда требуются решительные действия, от которых может зависеть сама судьба Азербайджана.
Ввиду этого Правительство поспешило созвать Парламент.
Парламент этот будет состоять 40 [44] членов бывшего Мусульманского Национального Совета (выбранных в Общероссийское Учредительное Собрание от партии «Мусават», «Мусульманства в России», «Гуммет» и др. социалистических партий и получивших в общем миллион с лишним голосов) и 80 новых членов, кооптируемых этим ядром из разных организаций и от других национальностей.
Правда наш Парламент в таком виде не будет соответствовать принципу «четырёххвостки» с формальной стороны, однако, нам кажется, что он так же не будет чересчур уж далёким от него, так как ядро Парламента выбрано по этой же системе. Национальные меньшинства, по своей организованности и политической зрелости дали бы едва-ли иных представителей, если бы это было по той же «четырёххвостке», чем то, кого они могут просто делегировать теперь, а кооптация других членов из Мусульман, мы уверены, будет преследовать не цели личных симпатий, а цели более возвышенные – деятельная помощь стране, спасение будущности Азербайджана.
Конечно, если подойти к вопросу с предвзятым намерением, то можно найти не только в данном, но во всяком вообще вопросе массу пунктов и деталей для критики. Но, судя объективно, другого, более «лучшего» способа созыва органа народного представительства у Правительства не было в виду серьёзности момента, не позволяющего отсрочить созыв.
Поэтому, нам кажется, что все граждане Азербайджана, искренне желающие добра и преуспеяния своей страны, должны признать за истину невозможность иных каких бы то ни было комбинаций в этом вопросе, удовлетвориться настоящим составом Парламента и стараться расширить его состав вполне дельными и хорошо разбирающимися в политических вопросах людьми, а не ставить палки в колеса единственному, быть может органу, от которого должна зависеть дальнейшая наша судьба.
Все честные граждане должны быть проникнуты идеей спасения народа, а не личного «процветания».
Пожелаем же первому Парламенту Азербайджана успеха в его трудной и ответственной работе.
*Статью опубликованную в газете «Азербайджан» на русском языке, 15-го ноября 1918-го года, за № 36, нашел и предоставил нашему сайту, доктор наук по философии Ядигяр Тюркел.
* Правильнее [44].