Нельзя закрывать глаза на действительность: факт существования Уфимского Правительства образовавшегося под лозунгом возрождения России и посылающего к нам своих представителей для информации и переговоров может иметь влияние на настроение умов в определении политической линии. По имеющимся у нас данным можно определить политическую физиономию, социальную сущность Уфимского Правительства и степень его прочности и авторитета. Грамота этого Правительства нам сообщает, что оно опирается на Правительства Сибири, Поволжья и Туркестана. Особо указано, что в состав избравшего Правительство совещания входили представители Казачьих Войск Оренбургского, Уральского, Енисейского, Сибирского, Иркутского, Семиреченского и Астарханского.
Эти указания весьма знаменательны, так как они определяют политический облик этого Правительства и дают картину его социальной структуру.
Размеры территории, примыкающей к Уфимскому Правительству и суживающейся под напором Большевистской Армии так незначителен, что не приходится говорить о праве его на Всероссийскую власть, реальные силы этого Правительства настолько слабы, что отступают перед наступлением Большевиков.
Международное положение его также неопределённо, но само Уфимское Правительство заявляет, что его поддерживают Союзные Державы, не говоря ничего о признании. Конечно, Союзные Державы, поставившие себе целью объединить бывшее Российское государство, будут поддерживать всякую силу, способствующую быстрому осуществлению поставленной ими задачи. Несмотря на это в воззвании, выпушенном в Измаиле Союзными войсками к народам России ничего не говориться об Уфимском Правительстве.
Что же касается отношения к Уфимскому Правительству политических центров Великорусских общественных деятелей, стремящихся к объединению России, то отношение это явно отрицательное. В Киевском совещании политических деятелей высказались против Уфимского Правительства, считая его слишком левым, слишком демократическим. Даже Кадеты участвовавшие в государственном совещании и давшие в состав директории своего представителя (Астрова), заняли по отношению к Уфимскому Правительству явно враждебную позицию. Они ведут агитацию против признания этого правительства Всероссийской властью и требуют новой Всероссийской государственной власти, источником которой должна быть Добровольческая Армия (Екатеринодарский Съезд Кадетов).
С другой стороны Большевики по последним сведениям усиленно вооружаются. Путем принудительных наборов солдат и принудительной вербовки офицеров создают грозную армию старых кадровых бойцов, с которой не легко будет справиться и перед напором которой уже отступают Уфимские Войска.
Из изложенных фактических данных мы усматриваем, что Уфимское Правительство, организованное случайными представителями незначительной территории бывшей обширной России и случайно очутившимися в Уфе членами Всероссийского Учредительного Собрания, однородному по национальному составу, не имея под собой ни юридического основания, ни реальной силы, ни авторитета, не может претендовать на Всероссийскую власть!
*Статью опубликованную в газете «Азербайджан» на русском языке, 27-го ноября 1918-го года, за № 46, нашел и предоставил нашему сайту, доктор наук по философии Ядигяр Тюркел.