БАКУ, 13-го ноября (К СТОЛЕТИЮ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

         Под всё ещё непрекращающийся грохот пушек и под шум революции выкристаллизовываются национальные вожделение народов Запада, осуществляется принцип самоопределения, так неоднократно и так торжественно провозглашаемый обоими, воюющими коалициями и подтвержденный нынешним вершителем судеб мира – президентом Вильсоном.

Двуединая монархия, бывшая на самом деле чуть-ли, «двадцатиединой» уже распалась на свои составные части и каждая народность, искусственным образом, силой штыков, прилепленная друг к другу, отделилась и пошла по пути устроения по своему своих собственных дел. Что тут достойно отметить, это то обстоятельство, что такая этническая дифференциация в бывшей Австро-Венгрии не встречает возражений не только со стороны Держав Согласия которым, скажем, на руку распад враждебного государства в военном отношении, но и со стороны самой Австрии, самого Немецкого Народа, составляющего ядро государства.

Наоборот, мы видим, что Австрийские немцы смотрят на отделение Венгров, Чехов, Словаков, Итальянцев, Кроатцев, Далматинцев, Румын и других народностей как на что-то неизбежное, на что то, естественное, на что-то являющееся логическим выводом начатой 4,5 года тому назад мировой распри.

И действительно естественный ход истории должен поставить нас лицом к лицу с необходимостью самоопределения населяющих земной шар народов и установления между ними определённых и точных взаимоотношений, так как существующий до сего времени империалистический строй держал вес мир и все народы в крайне напряженном состоянии, унося массу народных достояний и жизней.

Настоящая волна явилась следствием неопределённости этих взаимоотношений, привилегированного положения одних и забитости других, позволяющего одним, опирающимся на силу штыков узурпировать права других более слабых и наложить лапу на их народный и даже государственный суверенитет.

Между тем этап, пройденный человечеством, культура, проникшая во все уголки земного шара, сознание собственного, национального достоинства и общечеловеческих прав, – всё это, несомненно находилось в полной дисгармонии с существующим строем и взаимоотношением народов, последствием этого искусственного задержания хода истории являлся крупный разлад, который должен был найти свое разрешение, хотя бы ценой жизни, 30 миллионов людей.

Самоопределение народов, предоставление всем людям на земле жить так, как это им удобно при международном контроле, долженствующим преследовать лозунг: «свобода, равенство и братство» и «живи, но дай жить и другим» – необходимость всего этого признали все те, кои не заражены ядом империализма и желанием порабощения других в целях удовлетворения своей алчности.

Этот принцип кроме народов Австро-Венгрии, применяется, как мы видим и по отношению народов Турции, причем аргументом выдвигается подчас не этнические данные, а даже географическое положение, обоснованное на «исторических» данных.

Если так, то мы не видим ни причин, ни возможностей лишения обещанных и применяемых к народам Австрии и Турции принципа по отношению к подданным Англии, Франции, Италии и России вообще и Кавказским в особенности.

Сама логика вещей отделила Кавказ от России, лишенной возможности установить в крае хоть подобие какой-нибудь власти и принудила народы Кавказа устраивать свою жизнь, обеспечить своё физическое существование.

Если в других странах применение принципа самоопределения, потребует массу подготовительных работ и трудов, то по отношению Кавказа эта операция окажется самой лёгкой, так как фактический принцип этот уже осуществлён, почва уже готова. Азербайджан, Северный Кавказ, Грузия и Армения фактически уже давно самоопределились, установив у себя законную власть.

Принуждение таких политически, вполне зрелых единиц к иным, каким либо политическим комбинациям было бы верхом не только несправедливости, но и полнейшего абсурда. Искусственное влитие таких живых сил в чужой организм невозможен и неосуществим со всех точек зрения. Иное дело объединение их или ещё кого-нибудь другого в одно целое с тем, чтобы внутренне они существовали как отдельные, самостоятельные и суверенные единицы.

Такая политическая комбинация, по нашему мнению была бы приемлема. Для того же, что бы пытаться осуществить иные затеи, иные комбинации, идущие в разрез с волею и желанием вполне политически зрелой десятимиллионной массы – для этого потребовалось бы к миллионам человеческих жизней, погибших в этой знаменательной войне прибавить ещё много и много жертв…

 

*Статью опубликованную в газете «Азербайджан» на Русском  языке, 13-го ноября 1918-го года, за № 34, нашел и предоставил нашему сайту, доктор наук по философии Ядигяр Тюркел.

 

 

 

 

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

Powered by WordPress | Designed by: best suv | Thanks to trucks, infiniti suv and toyota suv