Продовольственный вопрос за последние годы войны стал предметом особого внимания всех государств. Он стал играть доминирующую роль в разрешении не только экономических, но и политических проблем во всех воюющих государствах. Принимаются героические меры в области облегчения продовольственного кризиса, охватившего все страны. Даже старая Россия питающая своим хлебом другие государства, к третьему году войны стала переживать тяжёлый продовольственный кризис, послуживший главной причиной низвержения монархизма. Далее революционные власти в России, несмотря на громадные усилия, ещё более ухудшили продовольственное дело страны: разные эксперименты в продовольственной политике, хлебная монополия, новые продовольственные организации, несоответствующие существующим условиям Российской действительности, окончательно расстроили продовольственное дело.
Гражданские войны и связанные с ними расстройства транспорта, изолировав окраины, объявивших свою самостоятельность, были предоставлены и в продовольственном деле своим местным средствам.
Закавказье, питающиеся главным образом, Северо Кавказским хлебом, в последние годы переходила от хлебопашества к более культурным видам сельского хозяйства. Это явление более всего наблюдалось в Азербайджане, где хлопководство, садоводство и другие виды сельского хозяйства вытеснили хлебопашество. Один только Азербайджан вывозил из Северного Кавказа по данным железнодорожной статистики до 6.000 000 пуд хлеба ежегодно. Картина изменилась значительно после объявления войны, когда ввоз хлеба благодаря военным закупкам и отсутствию достаточного транспорта значительно сократился и цены на хлеб в Азербайджане прогрессивно поднимались и ко всему этому Российское Правительство, установив низкие твёрдые цены на хлопок, сократило производство его и крестьяне перешли к увеличению хлебных посевов как более выгодных по существующим ценам на рынке.
Неурожай 1917-го года охвативший почти весь Азербайджан ещё более убедил изголодавшихся крестьян увеличить свои посевы, несмотря на то, что мы имели ещё возможность получать некоторое количество хлеба с Северного Кавказа. Таким образом, уже в 1918-ом году площадь посевов в Азербайджане увеличилась более чем наполовину. Хлопководство окончательно вымерло.
В настоящее время на первый взгляд, кажется, что мы находимся в продовольственном отношении в очень благоприятных условиях: небывалый урожай этого года обеспечить нас на вес год. Действительно, к счастью нашему, урожай нового года превосходить все предыдущие годы, но этот небывалый урожай сопровождался повсеместной анархией, чем затруднялась уборка хлеба. В Шемахинском, Арешском и Джеватском уездах часть полей осталась не убранной, тоже самое наблюдалось и в некоторых частях Карабага. Исходя из существующей хозяйственной статистики, даже превосходный урожай этого года едва ли едва сможет прокормить Азербайджан и потому необходимо своевременно позаботиться о ввозе недостающего количества хлеба.
Переходя к перспективам будущего урожая, картина станет мало утешительной. Анархия, разорившая целые уезды, недостаток инвентаря, рабочих рук, дороговизна их в деревнях остро чувствуется и конечно будет влиять на количество посевов. Такая картина наблюдается по всей Бакинской Губернии, Карабаге, Арешском и Нухинском уездах.
Исходя из этих соображений наше Правительство должно принять самые строгие меры к бережливому обращению продовольственными запасами страны. Никакие обмены нашего хлеба, на что бы то ни было с другими государствами не должно быть совершено. Необходимо взять в основании продовольственной политики то обстоятельство, что своего хлеба для Азербайджана недостаточно, а ввоза неоткуда ожидать, ввиду политических обстоятельств и анархии на Северном Кавказе и соответственно этим условиям принять современные меры дабы не оставить страну перед лицом голода.
«Азербайджан», 17-го октября, 1918-го года, № 12.